Заметки о внедрении и разработке систем штрих-кодирования.

symbolmc1000Начинаю серию заметок, в которых поделюсь опытом разработки и внедрения систем штрих-кодирования. Так получилось, что большую часть таких систем я разрабатывал и внедрял на производстве, а конкретнее – на дверном производстве, однако был опыт и внедрения таких систем и на складах. В общем – есть о чем рассказать, чем и займусь в серии задуманных статей.

Начну с одной истории, которая, как мне кажется до сих вор характерна для многих предприятий, где уже назрело внедрение штрих-кодирования, но уже есть сформировавшаяся система работы и нет возможности резко все поменять и начать сначала. Так и у меня — в 2006 году я работал начальником ИТ отдела фабрики дверей «Оптим» в городе Светлом Калининградской области. Это большое предприятие, которое делало серьезные объемы продукции. В этот момент мы мигрировали с 1С 7.7 конфигурации «ИТРП» на 1С 8 с конфигурацией «Управление производственным предприятием», более менее наладили все процессы (ну по крайней мере продажи оформлялись и бухгалтерия работала, с управление производством было сложнее – но это тема отдельного рассказа и я вероятно тоже опишу свой опыт).

Для торговых сетей и крупных клиентов мы печатали штрих-коды на свою продукцию, но внутри – штрих-кодирование не использовалось вообще. Особенно большую проблему вызывала отгрузка товара – склад элементарно не успевал проверить правильность упаковки паллет с дверьми и проконтролировать что все упаковано верно, ничего не забыли, не положили лишнего и не перепутали. Процесс приемки состоял из ручной сверки по тетрадкам состава заказа и состава паллет, которые он составлял. Отсюда и ошибки и замедление в приемке – в общем сплошные убытки, конфликты и прочие неприятности.

В конце концов, руководство поставило мне задачу решить эту проблему.

Проанализировав ситуацию, я понял что в системе (в 1С) уже есть данные о том, из каких конкретно изделий состоит заказ, более того, в системе даже были данные о том, из каких паллет он состоит и какой состав этих паллет. Т.е. в системе фактически уже была вся информация, которая помогла бы осуществлять требуемый контроль.

Таким образом, надо было как то заменить тетрадки в руках кладовщиков неким аппаратом, который бы проверял прямо около паллеты ее состав и сигнализировал бы о том, все правильно в нее погружено или нет. Таким аппаратом стал терминал сбора данных (ТСД).

Картинка складывалась, и в результате была построена следующая система работы:

  1. Каждая паллета получала свой именной уникальный штрих-код. Этот штрих-код впечатывался в упаковочный лист (каждая паллета уже имела упаковочный лист с составом паллеты, теперь мы туда печатали еще и штрих-код).
  2. Были закуплены несколько ТСД Symbol MC 1000, была написана программа для этого ТСД, а также сделаны доработки в 1С. Суть программы и доработок в 1С заключалась в том, что каждый заказ, его состав (в т.ч. штрих-коды изделий и штрих-коды паллет) выгружались в память ТСД для контроля.
  3. При контроле кладовщик сканировал штрих-код паллеты и далее сканировал штрих-коды всех дверей, из которых она состояла. После сканирования всех паллет, ТСД сразу сообщал – все верно загружено в паллету или нет. После сканирования данные выгружались обратно в 1С и там автоматически формировались документы перемещения товара с производства на склад готовой продукции.

Вот так была решена поставленная задача. Скорость приемки увеличилась в разы, ошибки «вылавливались» прямо на стадии упаковки и исправлялись быстро. Полученная система почти не меняла уже внедренную программу 1С, мы улучшили отдельный участок работы и получили видимый эффект. Все работы по разработке и внедрению заняли около месяца, но тогда я первый раз делал такую систему, сейчас все делается гораздо быстрее 🙂

О том, какие есть особенности в разработке программ для ТСД, почему была выбрана именно эта модель, да и вообще – что еще делал по теме штрих-кодирования – буду писать в дальнейших заметках.